Воспитательная система школы разработана в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об образовании», Конвенции ООН о правах ребенка, уставом школы. Основными идеями, которые легли в основу воспитательной системы школы, являются идеи гуманизма, педагогики сотрудничества, общей заботы, формирования единого воспитательного пространства.
Под воспитанием понимается целенаправленное управление развитием личности ребенка, осуществляемое педагогическим коллективом в учебной и внеучебной деятельности.
Система воспитательной работы включает в себя три взаимосвязанных блока, способствующих удовлетворению разнообразных потребностей школьников и формированию ключевых компетентностей:
- воспитательная работа в процессе обучения;
- внеурочная деятельность;
- внешкольная деятельность.
Система воспитательной работы нашей школы рассматривает воспитание как развитие, сохранение и преобразование человеческих качеств во взаимодействии детей, педагогов, родителей, социума; воспитательная работа как совокупность усилий взрослых для решения конкретных задач созидания Человека. Воспитание в таком понимании направленно на выработку у человека умения решать жизненные проблемы, делать жизненный выбор нравственным путем, на воспитание чувств. Растущего человека необходимо научить любить, жалеть, сострадать человеку, чтить память умерших, быть благодарным людям за их труд. Система воспитательной работы школы складывается из совместной деятельности учителей, учащихся и родителей.
Деятельность педагогов протекает в пространстве детства, которое мы рассматриваем как совокупность разных "пространств", каждое из которых оказывает воздействие на процесс развития личности ребенка. Создание воспитательной среды в рамках открытого информационного образовательного пространства школы предполагает:
- корректировку учебного процесса, усиление гуманитарной направленности всех учебных дисциплин;
- изменение форм и методов учебной работы, преодоление пассивности школьников через дидактические ролевые игры, разнообразие форм обучения, раскрепощение личности ребенка в учебном процессе;
- ориентацию учащихся на вечные ценности, выраженные в таких категориях как "человек", "красота", "добро", "истина", "культура", "труд", "Отечество", "мир", которые охватывают основные аспекты жизнедеятельности и развития личности, образуют основу воспитания;
- создание условий для свободного самовыражения и самореализации каждого ребенка в информационном пространстве школы.
Цели воспитательной системы
Основная цель воспитательной системы школы - ориентация развивающегося ребенка на вечные общечеловеческие ценности, перевод их в личные ценности каждого воспитанника с учетом национальной культуры, народных традиций и потребностей современного общества.
Таким образом, целями воспитательной системы являются:
- формирование базовой культуры личности и обеспечение каждому ребенку условий для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворение его творческих и образовательных потребностей.
- формирование социально активной личности, способной к принятию самостоятельных решений, к смене социальных и экономических ролей в условиях постоянно меняющегося общества.
Задачи воспитательной системы
Для реализации поставленной цели определены основные задачи воспитательной работы:
1. Формирование патриотического и гражданского самосознания.
2. Формирование условий для работы школьного самоуправления.
3. Развитие художественных способностей и эстетической культуры учащихся.
4. Воспитание осознанного уважения к общественно-полезному труду, развитие трудолюбия.
5. Совершенствование навыков культуры поведения и взаимоотношений учащихся в социуме.
6. Формирование сознательного отношения учащихся к укреплению своего здоровья.
Концепция воспитательной работы школы
Сформулированная цель воспитания предполагает целостность воспитательной программы, включающей в себя все сферы жизни учащегося, образ личности, способной производить выбор деятельности, будь это учебная, художественная или трудовая, досуговая или научная.
Реализация воспитательного влияния основывается на следующих принципах:
- Школа – для ребенка. Высшим показателем оценки работы школы считать самочувствие в ней человека, каждого ребенка и взрослого.
- Главная ценность и основной объект заботы для педагога и воспитателя – личность ученика.
- Высокая требовательность к ученику должна органически сочетаться с уважением его человеческого достоинства.
- Обучение и воспитание - это взаимосвязанные процессы, основанные на взаимодействие педагога, воспитателя и воспитанника, это творческое сотрудничество единомышленников.
- Ни одно воспитательное средство не может быть хорошим или плохим, если оно взято в отрыве от целой системы влияний. Воспитание эффективно, если оно системно.
- Ребенок не все время находится под воздействие школы. Именно поэтому желательно, чтобы это воздействие было ярким, запоминающим, воспитывающим.
- Главным «инструментом» воспитателя является коллектив школы в сотрудничестве с родителями, действующий на демократических и гуманистических принципах, представляющий союз детей и взрослых, объединенных общими целями, общей деятельностью, высоконравственными отношениями и общей ответственностью.
Направления работы
Воспитательная работа в школе ведется по следующим направлениям:
1. Учебно-познавательное
2. Дополнительное образование.
3. Трудовое воспитание
4. Гражданско-патриотическое воспитание.
5. Спортивно-оздоровительное воспитание.
6. Учет детей, которые могут попасть в беду.
7. Правовое просвещение.
8. Культурно-просветительское направление
9. Экологическое просвещение
10. Формирование основ для введения школьного самоуправления.
11. Нравственно-этическое воспитание.
12. Семья – опора воспитательной системы.
13. Профориентационная деятельность.